ТРУДНАЯ ДОРОГА К ШКОЛЬНОМУ ТИРУ

Анализ состояния учебно-материальной базы образовательных учреждений, предназначенной для обучения школьников и студентов основам военной службы, показал, что в крупных городах России и даже в столице далеко не все школы и колледжи оснащены электронными тирами или электронными стрелковыми тренажерами. Так, в Москве, ими оборудованы лишь 54% общеобразовательных организаций.

Четвертый год действует совместный приказ Минобороны и Минобрнауки России № 96/134 от 24.02.2010 г. «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» (далее «Инструкция»).

Пункт 14 данной Инструкции четко устанавливает, что «в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер)».

Почему же до сих пор далеко не везде удалось выполнить требования этого приказа?

Во-первых, в приложении № 1 к Инструкции среди учебно-наглядных пособий имеются два массогабаритных макета 7,62-мм (или 5,45-мм) автомата Калашникова, приборы радиационной и химической разведки, комплект аппаратуры для демонстрации электронных образовательных изданий на магнитных и оптических носителях и даже бытовой дозиметр. Но ни слова об аппаратуре для стрелкового тира или электронного стрелкового тренажера в этом приложении нет. Это несогласованность с п. 14 Инструкции.

Во-вторых, электронный стрелковый тренажер — это комплекс, включающий три взаимосвязанные части: аппаратную (лазерную камеру, фотоприемное устройство, моноблок и т.д.), программную (программное обеспечение тренажера) и оружейную (лазерный пистолет Макарова, лазерный автомат Калашникова и/или соответствующие насадки и переходные втулки к ним, если макеты оружия уже имеются в на- личии). Вот здесь-то и появляется проблема.

Суть ее в том, что образовательная организация может приобрести по имеющейся статье расходов оружейную часть, а электронную и программное обеспечение — нет. Но одно без другого работать не будет. Некоторые организации приобретают часть оборудования по статье расходов «Спортивный инвентарь», однако, по мнению преподавателей и методистов ОБЖ, это является нарушением финансовой дисциплины и при первой же проверке авторы такого решения могут серьезно пострадать.

Проблема усугубляется тем, что часто руководители образовательных организаций не знают тонкостей бухгалтерского учета, а бухгалтеры, находящиеся под постоянным налоговым и финансовым контролем, вполне мотивированно опасаются возможных санкций. И формально они правы. «Верхи» же попросту не знают, что такая проблема существует.

С просьбой прояснить ситуацию и показать законные пути разрешения проблемы редакция журнала обратилась в Центр военно-патриотического и гражданского воспитания (ЦВПГВ) Департамента образования города Москвы, который занимается вопросами организации обучения основам военной службы, Управление экономического анализа, бюджетного процесса и правового обеспечения Департамента образования города Москвы, а также к представителям организаций, производящих и поставляющих на рынок электронные стрелковые тренажеры.

Методист отдела обучения основам военной службы и безопасности жизнедеятельности ЦВПГВ Н.В. Килярский сообщил следующее:

    «Примерной программой среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (базовый уровень), разработанной на основе федерального компонента го- сударственного стандарта среднего (полного) образования 2004 г., не предусмотрены вопросы обучения учащихся стрельбе из стрелкового оружия в образовательных организациях.

Согласно ФГОС “образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу, должно обеспечить необходимые для образовательной деятельности обучающихся (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, а также одаренных детей), административной и хозяйственной деятельности:

  • учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами обучающихся и педагогических работников;

  • актовые, спортивные и хореографические залы, спортивные сооружения (комплексы, залы, бассейны, стадионы, спортивные площад- ки, тиры, оснащенные игровым, спортивным оборудованием и инвентарем), автогородки и т.д. …” (п. 24 ч. IV).

Следовательно, для перехода образовательных учреждений на новые ФГОС (до 2020 г.) потребуется создание и оборудование стрелкового тира. К этому времени и будут разработаны соответствующие разъяснения по поводу приобретения недостающей учебно-материальной базы, в том числе для обучения основам военной службы».

В Управлении экономического анализа, бюджетного процесса и правового обеспечения Департамента образования города Москвы сообщили, что не знакомы с данной проблемой, а если она где-то и возникает, то это происходит по причине низкой квалификации бухгалтеров.

Заместитель коммерческого директора одной из компаний, поставляющих электронные стрелковые тренажеры, А.С. Эсауленко более детально прояснила ситуацию:

«Наше предприятие серийно выпускает для кабинетов ОБЖ электронные стрелковые тренажеры, тиры и комплексы. Вся продукция соответствует требованиям ГОСТ и СанПиН.

Как и все поставщики в работе с бюджетниками, мы руководствуемся федеральными законами (от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” и от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”), участвуем в электронных торгах, аукционах и запросах котировок. Если у образовательного учреждения есть финансирование по соответствующей статье, то оформляем договор (закупка у единственного поставщика).

Мы понимаем, что расходы бюджетников формируются в соответствии с расходными обязательствами и подлежат исполнению за счет средств соответствующего бюджета. Поэтому, когда у образовательного учреждения на статье 310 “Увеличение стоимости основных средств” недостаточно денежных средств для приобретения стрелкового тира, мы предлагаем программное обеспечение приобрести отдельным договором за счет денежных средств по подстатье 226 “Прочие работы, услуги” (исключительные права на программное обеспечение не передаются).

Если говорить о московских школах, то они, как правило, приобретают оборудование через Единую автоматизированную информационную систему торгов города Москвы (ЕАИСТ), куда мы размещаем предложение в виде оферты. Здесь категории продукции “Электрический тир” (КПГЗ 01.08.01.10.08) и “Электронный тренажер для стрелковых видов спорта” (КПГЗ 01.08.01.10.51) отнесены в раздел “Спортивные товары”, под- раздел “Оборудование и инвентарь для стрелковых видов спорта», поэтому вполне логично отнести его к спортивному оборудованию. Если планируется закупка электронного тира как учебного товара для образовательных организаций, то оферта может быть размещена в категории продукции “Наглядные учебные демонстрационные тренажеры ” (КПГЗ 01.06.03.03.04).

В зависимости от ситуации могут быть и другие варианты, главное, чтобы не была нарушена финансовая дисциплина образовательной организации».

Получается, что проблема есть, но она решаема. В такой ситуации можно рекомендовать только одно: бухгалтерам и руководителям ГБОУ при оформлении закупки взаимодействовать с квалифицированными специалистами поставщика и службами финансового контроля.

Автор

Д.В. Васильев, заместитель главного редактора


Другие Статьи: